Московский государственный инженерно-физический институт

(технический университет)

 Кафедра социологии и гуманитарной культуры

 

Кафедра создана в 1975 году наряду с кафедрами истории и философии после разделения кафедры общественных наук.

 

На кафедре работают преподаватели:

 

1. КЛЕМЕНТЬЕВ Евгений Дмитриевич. Работает на кафедре с 1961 года. Кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой.                            

 

2. БЕЛОВ Вячеслав Иванович. Работает на кафедре с 1977 года. Кандидат философских наук, доцент.

 

3. ВАСНЕВА Надежда Николаевна. Работает на кафедре с 1976 года. Кандидат философских наук, доцент.

 

4. ГОРОХОВ Владимир Фадеевич. Работает на кафедре с 1979 года. Кандидат философских наук, доцент.

 

5. ГУСЕВ Юрий Васильевич. Работает на кафедре с 1989 года. Кандидат философских наук, доцент.

 

6. ЖДАНОВА Галина Владимировна. Работает на кафедре с 1999 года. Ассистент.

 

7. НОВОХАТЬКО Ирина Марковна. Работает на кафедре с 1979  года. Кандидат философских наук, доцент.

 

8. ПОСКРЯКОВ Александр Александрович. Работает на кафедре с 1990 года. Кандидат философских наук, доцент.

 

9. ШАРАПОВ Петр Васильевич. Работает на кафедре с 1976  года. Старший преподаватель.

 

10. ЮРАСКИНА Татьяна Ильинична. Работает на кафедре с 1981 года. Кандидат философских наук, доцент.


 

       

Кафедра социологии и гуманитарной культуры

 

С  О  Ц  И  О  Л  О  Г  И  Я

Календарный план на 2001\02 учебный год

(для всех групп А01; Т01; Е01; групп Д01-10,11,12; С07-01,02,03)

 

Предлагаемый календарный план по учебному курсу

“Социология”

поможет студенту сориентироваться в обширной тематике

данного курса и в систематическом его изучении.

 

Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой Е.Д. КЛЕМЕНТЬЕВ

 

Примечание

    

     К каждому семинарскому занятию предлагается перечень основных понятий, необходимых для обязательного изучения, а также список литературы, в котором подчёркнуты учебники, имеющиеся в библиотеке, и помечены звёздочкой (*) книги и статьи, имеющиеся в читальном зале, как в оригинале, так и в ксерокопиях. Иные указанные книги отсутствуют в библиотеке; для ознакомления с некоторыми из них следует обращаться к преподавателям кафедры. Список литературы с шифрами библиотеки института помещен в конце календарного плана.

 

С О Ц И О Л О Г И Я

 

Лекции (32 часа)

 

 1. Становление социологии - 4 часа

 2. Предмет социологии - 2 часа

 3. Социальные системы - 2 часа

 4. Культура - 2 часа

 5. Социальные институты - 2 часа

 6. Социальные роли - 2 часа

 7. Социальные общности - 2 часа

 8. Социальная стратификация - 2 часа

 9. Социальная динамика - 2 часа

10. Личность - 2 часа

11. Социализация – 2 часа

12. Власть – 2 часа

13. Государство – 2 часа

14. Развитие общества – 2 часа

15. Современное состояние социологии в мире и России – 2 часа

 

Семинарские занятия (32 часа)

 

Занятие 1.

 

ВВЕДЕНИЕ.  СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

 

1. Социологическое знание и горизонты личного опыта.

2. Почему люди всегда живут сообществом?

3. Обобщенный смысл зависимости людей друг от друга.

 

Литература

 

1. Гидденс Э. Социология. М., Эдиториал УРСС, 1999. С. 24 – 30.

2. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. М., “Логос”, 2000. С. 3-6.

Занятие 2.

 

СТАНОВЛЕНИЕ  КЛАССИЧЕСКОЙ  СОЦИОЛОГИИ

(1 часть)

 

1. Возникновение социологического знания (О. Конт)

2. Социология Э. Дюркгейма

 

     Основные понятия темы:

     аномия, разделение общественного труда, солидарность (механическая и органическая), социальная статика, социальная динамика, социальная реальность, социальный факт, социология (“социальная физика”).

 

Литература

 

  1. Кравченко А.И. Социология. Учебник для высшей школы. М., Екатеринбург, 2000. С. 14-18.

  2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: М.:1997. С.18-22.

  3. Фролов С.С. Социология. М., 2000. С. 9-19.

*4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: “Наука”, 1991. С. 393-409.

 5. Конт О. Курс позитивной философии. / Антология мировой философии. М., «Мысль», 1971. Т.3. С. 553-566.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Какими объективными причинами было вызвано быстрое развитие социальных учений и возникновение социологии как науки в середине и во второй половине прошлого?

2. Почему период становления и развития социологии в середине и второй половине прошлого века называют классическим?

3. Почему мы говорим, что классический период в развитии социологии привел к обретению социологией статуса науки?

4. Почему О. Конт первоначально называет социологию “социальной физикой”?

5. Как трактует «аномию» и «социальный факт» Э. Дюркгейм?

Занятие 3.

 

СТАНОВЛЕНИЕ  КЛАССИЧЕСКОЙ  СОЦИОЛОГИИ

(2 часть)

 

1. Социологические взгляды К. Маркса

2. “Понимающая социология” М. Вебера

 

     Основные понятия темы:

     классовая борьба, материалистическое понимание истории, общественно-экономическая формация, идеальный тип, социальное действие (типология), принцип рациональности, бюрократия

 

Литература

 

 1. Кравченко А.И. Социология. М., Екатеринбург, 2000. С.18-20.

 2. Фролов С.С. Социология. М., 2000. С. 17-19, 133-137.

 3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1997. С.18-28.

*4. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. - В: Вебер М. Избр. произв. М.: “Прогресс”, 1990. С. 495-499.

*5. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. - В: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: “Политиздат”, 1958, т. 13. С. 5-9.

 6. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. – В: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., «Политиздат», 1958, т.3, С. 19-38.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Как «выглядит» классовая структура общества в экономическом учении К. Маркса?

2. По каким признакам «осуществляется» разделение на классы?

3. Какие общественно-экономические формации (способы производства) выделяет К. Маркс?

4. Каков механизм смены одной формации другой?

5. Почему  социология М. Вебера - “понимающая социология”?

6. Какие типы “социального действия” выделяет М. Вебер?

7. Как типы социального действия связаны с рациональностью?

 

Занятие  4.

 

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

 

1. Предмет и методы социологии.

2. Уровни и структура социологического знания.

3. Эмпирическое социологическое исследование.

 

Основные понятия темы:

предмет социологии, методы исследования, уровни социологического знания, теории среднего уровня, научный факт, социальный закон, программа эмпирического социологического исследования, гипотеза, наблюдение, выборка, опрос, репрезентативность, документальное исследование, эксперимент

          

Литература

 

1. Кравченко А.И. Социология. М., Екатеринбург, 2000. С. 21-36.

2. Фролов С.С. Социология. М., 2000. С. 19-41.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1997. С. 10-17.

4. Смелзер Н. Социология. М.: “Феникс”, 1994. С. 27-39, 638-649.

5. Парсонс Т. Общий обзор. – Американская социология. М., 1972. С. 360-378

6. Сорокин П.А. Структурная социология. - Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: “Наука”, 1992. С. 156-190.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. В чем состоит принципиальное отличие научного подхода от всех остальных способов получения знания?

2. В чём состоит специфика предмета исследования социологии, и чем он отличается от предмета других наук об обществе?

3. Что представляют собой “теории среднего уровня”? Какую роль они играют в развитии социологии как науки?

4. Что такое “гипотеза”, “выборка” в эмпирическом исследовании? Что такое “репрезентативная выборка”?

5. Какие методы сбора информации используют социологи?

Занятие 5.

 

ОБЩЕСТВО

 

1. Социальное действие.

2. Социальные взаимодействия и социальные отношения.

3. Понятие социальной системы

 

Основные понятия темы:  

социальное действие, механизм совершения социального действия, социальное взаимодействие, социальные отношения, формирование социальных отношений, социальная система

 

Литература

 

  1. Кравченко А.И. Социология. М., Екатеринбург, 2000. С. 86-90.

  2. Фролов С.С. Социология. М., 2000. С. 107-111, 129-190.

  3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1997. С. 38-44.

  4. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 197-242.

*5. Вебер М. Основные социологические понятия. - Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 625-633.

 6. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия. – Америк. социологич. Мысль. М., 1996. С. 462-478.

 7. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. – Америк. социологич. мысль. М., 1996. С. 494 -525.

*8. Шилз Э. Общество и общества. – Амер. социология. М.,1972.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что понимал под социальным действием М. Вебер?

2. Какова последовательность совершения социального действия?

3. Какова роль потребностей и мотивов в социальном действии?

4. Какие можно выделить основные типы взаимодействий и в чем заключаются их особенности?

5. Каким образом возникают социальные отношения из взаимодействий? Чем они отличаются друг от друга?

6. В чем состоит специфика общества как социальной системы?

 

Занятие 6.

 

КУЛЬТУРА

 

1. Понятие культуры.

2. Структура культуры.

3. Социальные функции культуры.

 

     Основные понятия темы:

     аккультурация, ассимиляция, динамика культуры, контркультура, культура, культурные универсалии, культурный образец, социальные нормы, субкультура, ценности и ценностные ориентации, цивилизация, формы культуры, язык

 

Литература

 

1. Кравченко А.И. Социология. М., Екатеринбург. 2000. С. 157-180.

2. Фролов С.С. Социология. М., 2000. С. 38-66.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1997. С. 45-52.

4. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 40-68.

5. Сорокин П.А. Социокультурная динамика. - Сорокин П.А. Человек.   Цивилизация. Общество. М.: “Наука”, 1992. С. 427-435.

6. Зиммель Г. О сущности культуры. - В: Зиммель Г. Избранное в 2-х тт.  Т. 1.  М.: “Юрист”, 1996. С. 475-483.

7. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., “Логос”, 1996. С. 48-76.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Каковы, по-вашему, различия между обществом и культурой?

2. Чем отличаются символические коммуникации среди людей от коммуникаций среди животных?

3. Почему мы говорим, что любой культурный образец является продуктом коллективного творчества?

4. Каким образом культура “скрепляет”, “пронизывает” общество?

5. Какое значение имеет язык как средство социального общения?

6. Какие изменения произошли в культуре после появления письменности, типографского станка, компьютера?

 

Занятие 7.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ  ИНСТИТУТЫ

 

1. Понятие социального института.

2. Типология и функции социальных институтов.

3. Институт семьи.

 

Основные понятия темы:

социальный институт, институционализация, фундаментальные институты, функции социальных институтов, брак, полигамия, моногамия, нуклеарная семья, неполная семья, функции семьи

 

Литература

 

1. Кравченко А.И. Социология. М., Екатеринбург. 2000. С. 332-341.

2. Фролов С.С. Социология. М., 2000. С. 143-167.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1977. С. 97-114.

4. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 390-426.

5. Мертон Р. Явные и латентные функции. – Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 393-461.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое социальный институт? Дайте исчерпывающее объяснение каждого компонента определения социального института.

2. Каким образом формируется социальный институт? Какова последовательность процесса институционализации?

3. Назовите пять основных социальных институтов современного общества и их признаки.

4. Каковы основные функции социальных институтов? Как они соотносятся друг с другом?

5.  Почему институт семьи считается базовым в любом обществе?

6. Что представляет собой брак как социальное явление?

7. Какие формы брака обычно различают исследователи семейных отношений?

8. Каковы основные функции семьи?

Занятие 8.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ  РОЛИ 

 

1. Социальные статусы и социальные роли.

2. Ролевое поведение.

3. Конформность, девиантное поведение и социальный контроль.

     

     Основные понятия темы:

     социальная роль, социальный статус (достижительный и предписанный), статусный набор, идентификация, ролевое напряжение, ролевой конфликт, социальный контроль, девиация, конформность, аномия, социальная норма, санкции (позитивные и негативные, формальные и неформальные)

 

Литература

 

 1. Кравченко А.И. Социология. М., 2000. С.91-102, 131-156.

 2. Фролов С.С. Социология. М., 2000. С. 80-93.

 3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1997. С. 74-76.

 4. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 197-241.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что такое “предписанный статус”?

2. Существуют ли “предписанные статусы” в современном индустриальном обществе?

3. Каковы положительные и отрицательные стороны “достигаемых статусов”?

4. Существуют ли общества только с “достигаемыми статусами”?

5. Что мы понимаем под ролевым поведением? В чем отличие ролевого поведения от набора прав и обязанностей для этой роли?

6. Каковы причины ролевого напряжения и ролевого конфликта?

7. Что понимается под термином «аномия» в рамках социологических теорий отклоняющегося поведения.

8. Какие функции в обществе выполняют социальные нормы?

 

Занятие 9.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

 

1. Социальные группы и их типология.

2. Социальные организации.

3. Массовые общности.

 

Основные понятия темы:

социальные группы (их типология), социальная организация, иерархия, управление организациями, бюрократия, менеджмент, лидерство, руководство, мафия, массовые общности, этнос, нация

 

Литература

 

 1. Кравченко А.И. Социология. М., 2000. С. 181-206, 295-298, 306-313.

 2. Фролов С.С. Социология. М., 2000. С. 170-210.

 3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1997. С. 64-69, 105-109.

 4. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 168-188.

 *5. Блау П. Исследования формальных организаций. - Американская социология. М., 1972. С. 93-106.

*6. Миллз Т. О социологии малых групп. - Американская социология. М., 1972. С. 82-93.

*7. Кули Ч. Первичные группы. - Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 328-333.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Каковы признаки первичной и вторичной социальных групп?

2. Что заставляет людей объединяться в организации?

3. В чем состоит социологическая трактовка бюрократии?

4. Чем отличаются понятия «лидерство» и «руководство»?

5. В чем состоит отличие понятий «нация» и «этнос»?

6. Каковы специфические отличия массовых общностей?

7. Каковы признаки формальных и неформальных организаций?

 

Занятие 10.

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

 

1. Понятие социальной стратификации

2. Исторические типы стратификации.

3. Классовая структура современного российского общества.

 

     Основные понятия темы:

страта; социальная стратификация; исторические типы стратификации; измерения стратификации (классы, номенклатура, элита); гетерогенность, маргинальность, неравенство, престиж

 

Литература

 

  1. Кравченко А.И. Социология. М., 2000. С. 206-233.

  2. Фролов С.С. Социология. М., 1997. С. 238-262, 307-322.

  3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1997. С. 79-85.

  4. Гидденс Э. Социология. М., Эдиториал УРСС, 1999. С. 196-230.

*5. Вебер М. Основные понятия стратификации. – Соц. иссл., 1994,  № 5.

  6. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. – Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

*7. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности. – Америк. социология. М., 1972.

  8. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Как можно определить социальную стратификацию?

2. Каковы системы стратификации в современном обществе?

3. Что представляют собой социальные классы, страты?

4. Какие 10 видов занятий (специальностей, профессий), имеют, по Вашему мнению, наивысший престиж в современной России?

5. Каковы основные характеристики исторических типов социальной стратификации? В чем их сходство и различие?

 

Занятие 11.

 

СОЦИАЛЬНАЯ  ДИНАМИКА

 

1. Социальная мобильность.

2. Социальные движения.

3. Социальный конфликт.

 

     Основные понятия темы: 

     социальная мобильность, каналы мобильности, групповая и индивидуальная мобильность, миграция, социальные изменения, социальные движения, маргинализация, социальный кризис, социальный конфликт, динамика социальных конфликтов, типы (стили) разрешения социальных конфликтов

 

Литература

 

1. Кравченко А.И. Социология. М., Екатеринбург, 2000. С. 254-274.

2. Фролов С.С. Социология. М., 2000. С. 270-326.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.,1997.С. 82-85, 86-96.

4. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Социс, 1994, 5.

5. Сорокин П.А. Социальная мобильность, ее формы и флуктуации. – П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

6. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: “Аспект Пресс”, 1996. С. 100-129.

7. Мнацаканян М.О. О природе социальных конфликтов в современной России. – Соц. иссл., 1997, № 6.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Какова типология социальной мобильности?

2. Какова природа социальных изменений?

3. В чем отличие социальных движений, групп и институтов.

4. Что такое “маргинальная личность”?

5. Имеет ли социальный конфликт положительное значение?

 

Занятие 12. 

 

ЛИЧНОСТЬ

 

1. Социологическая трактовка личности.

2. Структура личности и психика.

3. Типология личности.

    

     Основные понятия темы:  

человек, индивид, личность, биологическое и социальное, коллектив, общение, ролевая теория личности, Я-концепция, субъект и объект социальных отношений,  жизненная позиция, «Оно», «Я», «Сверх-Я», типы личности, субъекты социальных отношений

 

Литература

 

1. Кравченко А.И. Социология. М., 2000. С. 40-58.

2. Фролов С.С. Социология. М., 2000. С. 68-72.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1997. С. 70-76.

4. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 94-127.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. С. 230-278.

6. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 53-99.

7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1992.

8. Юнг К. Психологические типы. М., 1995. С. 608-624.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Почему необходимо рассматривать личность, по крайней мере, с точки  зрения двух наук - психологии и социологии?

2. Можно ли говорить об автономности личности, если она несет ответственность за свои поступки?

3. Проблема биологического и социального в человеке?

4. По каким критериям возможно выделение типов личности?

5. Каковы основные факторы, определяющие социальное положение личности?

6. В чем состоят различия между холериками, сангвиниками, меланхоликами и флегматиками; экстравертами и интровертами?

Занятие 13.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

1. Становление социального «Я».

2. Процесс социализации и его этапы.

3. Агенты и институты социализации.

 

Основные понятия темы:

социализация, Я-концепция, стадии развития личности, психологические механизмы социализации, идентификация, интериоризация, факторы развития личности, социальное «Я», агенты и институты социализации, десоциализация, ресоциализация

 

Литература

 

1. Кравченко А.И. Социология. М., Екатеринбург, 2000. С. 110-130.

2. Фролов С.С. Социология. М., 2000. С. 72-80.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1997. С. 76-78.

4. Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 68-93.

5. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 94-129.

6. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. С. 31-66.

7. Маркузе Г. Одномерный человек. – Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 119-144.

8. Фрейд З. «Я» и «Оно». – З. Фрейд. Психология бессознательного. М., 1990. С. 433-439.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Каковы основные социальные факторы, влияющие на поведение человека?

2. Как связаны понятия «культура» и «социализация»?

3. Каковы основные этапы формирования личности?

4. Каковы основные агенты и институты социализации?

5. Какое значение в «Я-концепции» имеют понятия «зеркальное Я» и «значимый другой»?

 

Занятие 14 

 

ВЛАСТЬ

 

1. Власть и её распределение в обществе.

2. Политика и политическая власть.

3. Легитимность и ресурсы власти.

 

     Основные понятия темы:  

власть, “воля к власти”, господство, институты власти, легитимность власти, основания и ресурсы власти, политика, политическая власть, субъект и объект властных отношений, политическая социализация, типология власти, харизма

 

Литература

 

  1. Основы политологии. Курс лекций. М.,«Знание», 1992. С. 57-67.

  2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., “Аспект Пресс”, 1995. С. 7-20, 82-97.

  3. Гусев Ю.В., Поскряков А.А. Основы политологии. М., 1999. С. 21-23.

*4. Вебер М. Политика как призвание и профессия. - Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 644-706.

*5. Вятр Е. Социология политических отношений. М., “Прогресс”, 1979. С. 157-168.

*5. Фромм Э. Иметь или быть. М., “Прогресс”, 1990. С. 44-47.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Чем отличается политическая власть от общественной, социальной, экономической, идеологической, личной власти?

2. Что является субъектом и объектом политической власти?

3. В чем преимущество политики как регулятора общественных отношений по сравнению с религией, моралью, правом?

4. В каких обществах политика проникает во все сферы общественной жизни и подчиняет их себе?

5. Что означает понятие «легитимация власти», и каковы ее типы?

 

Занятие 15

 

ГОСУДАРСТВО

 

1. Государство как основной политический институт.

2. Правовое государство и гражданское общество.

3. Демократия и политический плюрализм.

 

Основные понятия темы:

государство, демократия (представительная, плебисцитарная), функции государства, форма правления, политический режим, политико-территориальное устройство, правовое государство, разделение властей, гражданское общество, политический плюрализм

 

Литература

 

1. Основы политологии. Курс лекций. М., 1992.С. 116-126, 189-201.

2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., “Аспект Пресс”, 1995. С. 131-146, 190-206.

3. Платон. <Учение об обществе и государстве>. – Антология мировой философии. Т.1, ч.1. М., «Мысль», 1969. С. 396-406.

4. Аристотель. Политика. – Там же. С. 465-475.

5. Гоббс Т. Левиафан.– Там же.Т.2. М.,1970.С. 334-339.

6. Локк Дж. Два трактата о правлении. – Дж. Локк. Сочинения. Т.3. М., «Мысль», 1988. С. 344-356.

7. Ильин И.А. О монархии и республике. Вопр. фил-фии, 1991, 4, 5.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Каковы сущность и основные признаки государства?

2. Каковы основные черты форм правления, политических режимов и территориального устройства государств?

3. Как связаны правовое государство и гражданское общество?

4. Каковы особенности либеральных, консервативных, социалистических взглядов на роль государства в управлении экономикой?

 

Занятие 16

 

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

 

1. Социальные изменения, их теоретическое объяснение.

2. Модернизация и постиндустриальное общество.

3. Глобализация социальной жизни.

 

Основные понятия темы:

социальные изменения, социальный прогресс, социальный регресс, реформа, революция (неолитическая, промышленная, научно-техническая), аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, инновационное общество, модернизация, социальный кризис, стабилизация, цивилизационный подход, формационный подход, глобализация

 

Литература

 

1. Кравченко А.И. Социология. М., Екатеринбург, 2000. С. 352-379.

2. Фролов С.С. Социология. М., 2000. С. 254-270.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1997. С. 53-63.

4. Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 483-514.

5. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 614-636.

6. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какова природа социальных изменений?

2. Какие типы социальных изменений преобладают в современном мире?

3. В чем суть и смысл социального прогресса?

4. По каким параметрам различаются революция и реформа?

5. Какие типы исторических обществ выделяют в социологии?

6. Каковы основные различия между западной и восточной цивилизациями? К какой из них относится современная Россия?

7. Каковы особенности модернизации в современном мире?   

 
ТЕМЫ  РЕФЕРАТОВ  И  ДОКЛАДОВ

 

 1. Огюст Конт – основоположник социологии.

 2. Социологические взгляды Карла Маркса.

 3. Социологизм Эмиля Дюркгейма.

 4. Понимающая социология Макса Вебера.

 5. Т. Парсонс – основатель структурно-функционального анализа.

 6. Теория социального конфликта Ральфа Дарендорфа.

 7. Предмет эмпирической социологии.

 8. Методы эмпирической социологии.

 9. Как провести социологическое исследование.

10. Структурная социология Питирима Сорокина.

11. Специфика общества как социальной системы.

12. Социальный институт, его типы и функции.

13. Девиантное поведение и социальный контроль.

14. Социальные функции культуры.

15. Питирим Сорокин об исторических типах культуры.

16. Социальная мобильность и ее виды.

17. Понятия «малая группа» и «первичная группа»(Кули и. Миллз).

18. Теория бюрократии Макса Вебера.

19. Понятие стратификации (по работам М. Вебера и П. Сорокина).

20. Концепция исторических народов Н. Данилевского.

21. Теории линейно-поступательного развития.

22. Теория великих культур О. Шпенглера.

23. Теория культурно-исторических цивилизаций А. Тойнби.

24. Теория социального характера Э. Фромма.

25. Понятие «Я-концепции».

26. Основные идеи книги Э. Берна «Игры, в которые играют люди»

27. Исследование проблем политики по работе М. Вебера «Политика как призвание и профессия».

28. Взгляды Платона о государстве.

29. Взгляды Аристотеля о государстве.

30. Политические идеи Т. Гоббса.

31. Политические идеи Дж. Локка.

32. Основные положения работы Ш. Монтескье «О духе законов».

33. Тоталитаризм и авторитаризм: общее и особенное. Черты демократии.

ВОПРОСЫ  ДЛЯ  ЗАЧЕТА  ПО  КУРСУ  «СОЦИОЛОГИЯ»

 

 1. Возникновение социологического знания: причины и факторы.

 2. О. Конт – основоположник социологии.

 3. Социологические взгляды К. Маркса и Э. Дюркгейма.

 4. «Понимающая социология» М. Вебера.

 5. Теория социального конфликта Р. Дарендорфа.

 6. Предмет и структура социологического знания.

 7. Основные этапы и методы социологического исследования.

 8. Общество как социальная система (понятие и структура).

 9. Основные социальные институты общества.

10. Социальный контроль, его виды и функции.

11. Понятие, структура и функции культуры.

12. Социокультурная динамика П. Сорокина.

13. Понятие социальной структуры.

14. Социальные группы. Теория первичных групп Ч. Кули.

15. Социология малых групп Т. Миллза.

16. Социальные организации. Бюрократия.

17. Социальные статусы и социальные роли.

18. Понятие социальной стратификации.

19. Теория социальной мобильности П. Сорокина.

20. Социальные изменения, их типология.

21. Концепция социального изменения Т. Парсонса.

22. Социальные движения и их разновидности.

23. Социальные конфликты и их классификация.

24. Теории развития общества.

25. Социологические и психологические трактовки личности.

26. Теории развития личности. Становление «Я-концепции».

27. Понятие социализации. Конформизм и девиантное поведение.

28. Понятие власти. Политическая власть.

29. М. Вебер о способах легитимации власти.

30. Политические идеи античности (Платон, Аристотель).

31. Социально-политические теории английских просветителей.

32. Политические концепции французского просвещения.

33. Сущность, признаки и функции государства.

34. Политические режимы.

35. Формы правления и территориального устройства государства.

ОСНОВНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

* 1.     31      Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов, 2-е изд.    Ф-91    М.: Логос. 1997.

   2.     31         Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. 2-е изд. М.:

         Р-15    Центр, 1997.

   3.     31      Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

        С-50

* 4.    32       Гаджиев К.С. Политическая наука.М: Международные

        Г-13     отношения, 1996.

   5.    32      Основы политологии. Курс лекций. М.: Знание, 1992.

         О-75

*6.    32       Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию.

       П-88    М., 1995.        

* 7.   32     Политология. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во

       П-50      МКУ, 1993.

   8.    31      Кравченко А.И. Социология. М.: Логос, 2000.

К-78

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

9. ББК60  Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс,   

  В-26      1990.

*10. ББК60   Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.:

        С-65     Наука, 1992.

*11. ББК60 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.:

         Д-97      Наука, 1991.

*12.  31       Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.:

       А-84     Прогресс. 1993.     

*13.  31        Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996.

       И-75

*14.   31    Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1994.

         А-65

*15.  31   Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация.

       Р-15   М.1996

*16.  31    Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект

       З-46   Пресс, 1996.

 

*17.  ББК87    Фромм Э. Иметь или быть. М. 1990.

         Ф-91

*18.  ББК88  Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые

 Б-51    играют в игры. М. 1992.

*19.      Антология мировой философии. В четырёх томах. М.:

       А-72   Мысль, 1969-72.

*20. 33(И) Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М. 1969.

         Г-98

*21. ББК88 Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание. М.

         Б-51    1986.         

*22.    33     Эклунд К. Эффективная экономика. М. 1991.

          Э-39

*23.   32   Вятр Е. Социология политических отношений. М.: Про-      В-99     гресс, 1979.

*24.     1     Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: 1958, т.13.

         М-27

 

        *  Книги находятся в читальном зале

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 




Информация, которую вы видите, размещена на сайте www.mephist.ru
Hosted by uCoz