Кафедра 53, “Социологии и гуманитарной культуры”

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

(для всех групп А8, Т8, Ф8,  К8,  Б8) - Лекции (32 часа)

 

I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ (16 часов)

 

1)    Предмет культурологии.

Многообразие под­ходов к исследованию культуры. Мыслители Древней Греции, Рима и христианства о культуре. Понятие культуры в трудах просветителей. Культурологические  концепции Н. Да­нилевского, Ф. Ницше, М. Вебера, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина, К. Юнга и К. Леви-Стросса. Западноевропейские концепции игровой культуры (Й. Хейзинга, Г. Гессе, Х. Ортега-и-Гассет).

2)    Сущность и функции культуры.

Сущность культуры. Культура как система ценностных ориентаций, образцов деятельности, об­щения, поведения. Этническое, национальное, классовое, общечело­веческое в культуре. Культура как традиция, социальная память, способ трансляции социального опыта. Культура и цивилизация. Взаимодействие региональных культур. Культура и гуманизация среды обитания. Культура и реализация творческих возможностей человека.               

3)    Формы культуры.

Материальная и духовная культура, примат духовно-личностного начала. Религия, искусство, наука, фи­лософия в системе культуры, их смысл и  предназначение. Экономическая культура и культура хозяйствования. Правовая и политическая культура. Культура общения. Профессиональная и обыденная куль­тура Научно-технический прогресс, образо­вание и культура. Ч. Сноу о двух культурах. Экология и экологическая культура.

4)       Историческая типология культуры.

Становление культуры, её архаические (“первобытные”) особенности и характерные черты (вербализация и символизация реальности, синкретизм, мифотворче­ство, магия, анимизм, идолопоклонничество, ритуализм). Многообразие по­стархаических региональных культур, их самобытный характер и взаимовлия­ние. Конфуцианско-даосийский, индо-буддийский и арабо-ис­ламский типы культуры. Античная культура. Христианство и культура. Культура европейского Возрождения и Реформа­ции. Европейская культура Нового времени. Российская куль­тура, её истоки, особенности, современное состояние. Актуальные проблемы совре­менной культуры. Диалектика традиций и инноваций. Культур­ный прогресс и его критерии.

Литература

1.*   Введение в культурологию. М., “Владос”, 1995.

2.*   Культурология. Ростов-на-Дону. 1995.

3.**  Гуревич П.С. Культурология. М., “Знание”, 1996.

 

II. АВТОРСКИЕ КУРСЫ (16 часов)

(читаются каждым лектором после прочтения курса по общим проблемам культуры; предполагают возможность свободного выбора)

 

1. Авдюшева Е.А. Через “Золотой век” русской культуры к эпохе Возрождения.

Цель спецкурса – ознакомить студентов с основными этапами эволюции русской культуры. Раскрывается преемственность и закономерность перехода от одного периода к другому в условиях образования единого централизованного Российского государства.

2. Алексанова В.И. Культура Руси раннего средневековья.

Рассматриваются истоки и особенности русской культуры, основные направления её развития в период раннего средневековья.

3. Ашмарин И.И. Наука, искусство, этика (взгляд физика на гуманитарные проблемы).

Взаимодействие человека и культуры описано с позиций естествознания. В качестве примеров взяты теория музыки и природа человеческой музыкальности. Феномен культуры рассмотрен как этап эволюции Вселенной (антропный космологический принцип).

4. Белов В.И. Межличностные конфликты и культура их разрешения.

Истоки человеческой конфликтности. Психологические и коммуникативные типы. Супружеские конфликты. Деловые конфликты. Способы выхода из конфликтов.

5. Васнева Н.Н. Этикет и культура.

Этикет как феномен культуры. Многофункциональность этикета. Виды этикета: этикет знакомства и приветствия; семейно-брачный этикет; деловой этикет; международный этикет.

6. Горохов В.Ф. Античная культура.

Истоки и основные этапы развития греко-римской культуры. Мифология, религия, литература, театр, скульптура, живопись, музыка. Право, философия, наука. Семья, быт, нравы, образование и воспитание.

7. Гусев Ю.В. Культура общения.

Проявление индивидуально-психических черт личности в общении. Этикет повседневности. Типология межличностных отношений. Общение в условиях конфликта. Этика делового общения. Основы межкультурной коммуникации.

8. Дубинина С.А. Общество, политика, наука. История и современность.

Цель курса – ознакомить студентов с основными этапами развития науки и техники. Показать влияние общественного строя на научную и техническую мысль. Взаимосвязь передовой общественной мысли с научно-техническим прогрессом.

9. Евланов В.В. Экологическая культура и цивилизация.

В спецкурсе рассматривается взаимосвязь судеб природы и цивилизации, анализируется роль культуры и формирования экологического менталитета личности, экологизации экономики, политики, науки и техники, а также в утверждении гуманистических взаимоотношений общества и биосферы.

10. Жданова Г.В. Культура древнего Востока.

Цель спецкурса – представить целостную картину культурных традиций цивилизаций Древнего Востока (Египта, Месопотамии, Индии, Китая и Японии) через историю религии и культа, архитектуры и искусства, литературы и письменности, философии и права, науки и техники, быта и нравов. Предполагаются экскурсии в Государственный музей искусств народов Востока и посещение Японского сада с участием в чайной церемонии. 

11. Иванова Р.М. Русская культура второй пол. XIX – нач. XX вв.

Спецкурс состоит из двух разделов. Первый показывает расцвет художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства в России во второй половине XIX в. Второй охватывает время конца XIX – начала XX вв., т.е. “серебряный век”. В наследство нам оставлено колоссальное богатство, заслуживающее изучения, распространения и популяризации сегодня.

12. Клементьев Е.Д. Философия и психология личности (личность и культура).

Феномен человека. Природное и сверхприродное в человеке. Тело и дух. Знание и вера. Миф и мифотворчество. Сознание и самосознание. Свобода и ответственность. Ценности и смысл жизни. Психологические теории личности. Глубинная и вершинная психология. Норма и патология психической жизни. Типология личностей. Диалоговая природа личности. Человек в сетях социума. Ценность межличностного общения.

13. Македонская В.В. Русская культура XIIIXVIII веков.

Цель спецкурса – ознакомить студентов с особенностями историко-культурного процесса средневековой Руси в XIIIXVII веках. Рассматривается проблема взаимоотношения церкви и государства.

14. Мякинина Н.П. Театральная жизнь старинной Москвы.

Спецкурс посвящён проблеме возникновения театра в Москве. Студенты получат представление о старорусских обрядах, формировании кукольного театра, домашнего театра, о первых актёрах в Москве, о публичных забавах.

15. Никитенко С.М. Либеральная интеллигенция как носитель культуры (XIX – начало XX вв.).

В спецкурсе основное внимание уделяется жизненным судьбам и культуре русских интеллигентов в условиях буржуазных реформ. Либеральное дворянство. Славянофилы и западники. Земская интеллигенция. Нелегалы. Радикальные и умеренные либералы.

16. Новохатько И.М. Человеческая индивидуальность как явление культуры (социально-психологический аспект).

Что есть индивидуальное в человеке? Как формируется, из чего “складывается” человеческая индивидуальность? Развиваются ли способности? Можно ли “вырастить” талантливого человека?

17. Поскряков А.А. Инновативная культура общества и личности.

Спецкурс посвящен рассмотрению социологических, культурологических и психологических проблем инновационной деятельности и инновативного сознания. Каков характер инновативных отношений между различными поколениями и социокультурными группами? Инновационные технологии: типология и культурные регулятивы. Социодинамика культургештальта «классика-модерн-футурум». Психопортрет инноватора.

18. Сергиевский В.В. Культура и творчество.

В курсе рассматриваются основные факты и концепции психологии и философии познания. Основное внимание уделяется психологии творчества в различных областях деятельности человека.

19. Швец Т.Д. Развитие культурно-исторического процесса в России в XXVIII веках.

Центральной проблемой спецкурса является исследование сложного процесса складывания национальной культуры как результата длительного развития средневековой, традиционной культуры и её кризиса на рубеже XVIIXVIII веков.

20. Юраскина Т.И. Религия в истории мировой культуры.

Спецкурс предназначен для студентов, интересующихся проблемами истории крупнейших мировых религий (христианства, ислама, индуизма, буддизма), их вероучениями и культом, а также отношениями религии с другими формами духовной культуры.

 

*   Книга находится в читальном зале.

** Книги в библиотеке МИФИ нет.




Информация, которую вы видите, размещена на сайте www.mephist.ru
Hosted by uCoz