Кафедра 19, "Химии"
ОБЩАЯ ХИМИЯ
(1 семестр, факультеты А, Е,
К, Т, Ф)
1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ХИМИИ
1 неделя.
Химические системы
Предмет и
методы химии. Место химии в системе фундаментальных наук. Основные формульные элементы вещества и их
символьное изображение.
Химическая
система. Вещество, его фазовые состояния и
химические превращения. Основные свойства химических систем. Химическая двойственность. Растворы.
Типы химических превращений. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).
Типичные окислители и восстановители.
Методы составления уравнений ОВР.
2-3
недели. Электронное строение атома и
периодический закон
Атом и его
характеристики: ядро, электронная оболочка, заряд ядра, масса ядра, размеры
ядра и
атома. Изотопы.
Квантово-механическая
модель атома: квантовые числа, типы орбиталей. Порядок заполнения энергетических уровней и подуровней (минимум энергии, принцип Паули,
правило Хунда, правило Клечковского).
Электронные
формулы элементов. Формулы в виде энергетических ячеек. Валентность элемента
для основного и возбужденного состояний атома.
Периодическая
система Д.И.Менделеева.
Взаимосвязь химических свойств простых
веществ с электронным
строением атомов. Случаи
несоответствия высшей валентности элемента
номеру группы ПСЭ. Характер
зависимостей радиусов атомов, энергии ионизации, сродства к
электрону и электроотрицательности от
положения элемента в ПСЭ. Металлы и неметаллы.
4-5
недели. Химическая связь
Химическая
связь. Основные виды (ковалентная, ионная, донорнорно-акцепторная, водородная и
металлическая) и характеристики
(энергия, длина, направленность, полярность и поляризуемость) химической связи.
Методы валентных связей и молекулярных орбиталей. Взаимосвязь вида, свойств
химической связи и электроотрицательности элементов. Свойства химической
связи, состав и строение молекул.
Степень окисления.
Межмолекулярные
взаимодействия. Структурные формулы молекул и ассоциатов.
6-7
недели. Энергетика химических процессов
Функции
состояния. Тепловой эффект и энтальпия
реакции. Законы термохимии. Энтальпия
образования химических соединений. Стандартное состояние. Энтропия.
Энергия Гиббса, ее
связь с направлением химических
процессов. Расчет термодинамических функций химических
реакций по справочным
данным. Оценка реакционной способности и устойчивости веществ.
8-9
недели. Химическое равновесие
Обратимые
и необратимые реакции. Химический потенциал и
его свойства. Активность и коэффициент активности. Закон действия масс. Термодинамическая и концентрационная
константы равновесия. Расчет
химического равновесия:
равновесные концентрации, степень превращения. Принцип Ле Шателье.
Химическое
равновесие в растворах. Диссоциация слабых
электролитов. Гидролиз. Смещение равновесия диссоциации воды в растворах электролитов. Гидролиз по
катиону и аниону: изменение характера
среды. Константа и степень гидролиза.
Химическое равновесие
в гетерогенных системах.
Закон Бертло-Нернста. Произведение растворимости.
10-11
недели. Химическая кинетика
Скорость
гомогенных химических реакций. Уравнение
скорости, константа скорости реакций, простые и сложные реакции, порядок и молекулярность. Кинетические уравнения
реакций первого порядка.
Закон
действия масс по данным равновесия и
кинетики: принцип соответствия.
Зависимость
скорости реакции от температуры.
Правило Вант-Гоффа. Уравнение
Аррениуса. Энергия активации. Цепные и колебательные реакции. Физические
методы активирования и ускорения
реакций. Катализ, катализаторы, ферменты.
12-13
недели. Растворы
Идеальные и
реальные растворы. Сольватация
(гидратация) электролитов;
диссоциация, ионная и
молекулярная ассоциация. Сильные
и слабые электролиты.
Растворители
и их свойства. Особенности воды как растворителя. Электролитическая диссоциация
воды и водородный показатель.
Законы
Рауля и Вант-Гоффа. Связь свойств растворов
(осмотическое давление, температуры
кипения и замерзания)
с состоянием растворенного вещества.
Свойства
реальных растворов. Активность электролитов.
Среднеионный коэффициент активности. Предельный закон Дебая-Хюккеля. Константа и
степень диссоциации слабых электролитов. Закон разбавления Оствальда.
14-15
недели. Коллоидные системы
Дисперсность
и дисперсные системы. Классификация
коллоидных систем. Золи и гели.
Строение
мицеллы. Правило Пескова-Фаянса. Адсорбция.
Поверхностно-активные вещества и их
влияние на свойства
дисперсных систем и поверхностное натяжение.
Свойства коллоидных
систем (агрегативная и кинетическая
устойчивость, седиментация, коагуляция, пептизация, оптические
и электрические свойства).
Методы
получения и разрушения коллоидных
систем. Области применения.
16 неделя.
Кислотно-основные системы
Протонная
и электронная теории кислот и
оснований. Кислоты Льюиса и
Бренстеда. Сопряженные кислоты и основания. Донорно-акцепторные комплексы.
Лабораторно-семинарские
занятия
1-2 недели.
1. Входной контроль (тема N 1 [6]). "Вещества и
химические превращения".
2. Семинар: "Типы химических реакций и ионные
уравнения ".
3. Лабораторная работа N 1 [5].
3-4 недели.
1.Семинар: "Строение атома".
2.Контрольные тесты (тема N 2) "Строение
атома" [6].
3.Лабораторная работа N 2 [5].
4. Выдача домашнего задания "Энергетика
химических процессов"
(тема N
13) [6].
5-6 недели.
1. Контрольная работа (тема N 3) [6]. 2. Семинар:
"Химическая связь".
7-8 недели.
1. Семинар: "Расчеты по химическим формулам и
уравнениям химических реакций"
2. Контрольные тесты (тема N 4, 5) "Законы
стехиометрии".
3. Лабораторная работа N 4 [5].
9-14 недели
(по графику).
А. 1.Защита домашнего задания "Энергетика
химических процессов"
(тема N
13) [6].
2.
Семинар: "Расчет термодинамических функций".
Б. 1. Контрольные тесты (тема N 6) [6].
2.
Семинар: "Равновесия в водных растворах"
3.
Лабораторная работа N 6 [5].
В. 1. Контрольные тесты N 7 [6].
2.
Семинар: "Химическая кинетика"
3.
Лабораторная работа N 7 [5].
15-16
недели.
1. Контрольные тесты (тема N 14) [6].
2.
Зачет
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. |
54 К93 |
Курс общей химии/Ред.Н.В.Коровин. М.: Высшая
школа. 1990. |
2. |
54 K68 |
Коровин Н.В. Общая химия. М.: Высшая школа. 1998. |
3. |
546 У91 |
Учебное пособие для самостоятельного изучения
неорганической химии/В.В.Сергиевский, Л.С.Гузей, Т.В.Жукова, Л.А.Мочалова,
Э.А.Смотрова, О.Б.Табачкова. М.: МИФИ. 1991 |
4. |
54 А 64 |
Ананьева Е.А., Звончевская М.Ф. Сборник упражнений
по общей химии: химическая термодинамика, равновесие и кинетика. М.: МИФИ.
1988 |
5. |
541 С23 |
Сборник упражнений по химии растворов для самостоятельной
работы/Ред. Сергиевский В.В. М.: МИФИ. 1988 |
6 |
54 Л12 |
Лабораторный практикум по общей химии/Ред.
Ананьева Е.А. М.: МИФИ. 1999, 2001 |
7. |
54 К65 |
Контрольные задания по курсу "Общая
химия". М.: МИФИ. 1997, 2001 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. |
54 Г54 |
Глинка Н.Н. Задачи и упражнения по общей химии.
Учебное пособие для вузов. Л.: Химия. 1984-1988 |
2. |
54 Ф91 |
Фролов В.В. Химия. М.: Высшая школа. 1986 |
3*. |
54 П12 |
Павлов Н.Н. Неорганическая химия. М.: Высшая
школа. 1986 |
4. |
54 Г54 |
Глинка Н.Л. Общая химия. Л.: Химия. 1983, 1986,
1988 |
* - Книга находится в читальном
зале
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ ПО ОБЩЕЙ ХИМИИ
1. Максимальная сумма баллов за предмет - 135
2. Итоговая оценка по дисциплине определяется суммой
баллов, полученных в течение двух
семестров при выполнении лабораторного
практикума, а также на зачете и экзамене.
Шкала
оценок:
"неудовлетворительно"
0 - 74
"удовлетворительно"
75 - 94
"хорошо" 95 - 119
"отлично" 120 - 135
3. Вклад экзамена в общую сумму баллов составляет 45
% (60
баллов). Ответ на экзамене на оценку "5" - 60 баллов,
"4" - 45, "3"- 30, "2" - 0. За сданный экзамен
может быть также выставлено промежуточное
количество баллов от 30 до 60.
4. За время обучения (два семестра) студент может
получить максимально 75 баллов.
Работа в 1 семестре оценивается из 40 баллов (максимально) 5 работ (по 5
баллов) - 25 баллов
Контрольная работа - 5 баллов
ДЗ "Энергетика" - 5 баллов
Зачетные тесты - 5 баллов
_________________________________
Итого: 40 баллов
Работа во
2 семестре оценивается из 35 баллов (максимально)
5 работ -
25 баллов
Контрольная работа - 5 баллов
ДЗ "Типовые задачи" - 5
баллов
__________________________________
Итого: 35 баллов
Итого: за отличную работу в течении года - 75 баллов
за отличный экзамен - 60 баллов
___________________________________________________
135 баллов
5. На зачет студент допускается при наличии
всех сданных лабораторных работ,
контрольных работ и домашнего задания
при сумме баллов не менее 21.
6. На экзамен студент допускается при наличии всех
сданных лабораторных, контрольных и домашних работ, сумма баллов не лимитируется.
Если
студент не набрал необходимого
количества баллов для допуска на зачет, то ему предоставляется возможность
повысить свой рейтинг путем пересдачи какой-либо темы.
7. Дополнительные возможности повышения рейтинга:
Институтская химическая олимпиада:
13
баллов - 1 - 3 места
8
баллов - зачетное число баллов.
СХИБ-19
(индивидуальное задание, городская олимпиада) - 30-60 баллов в зависимости от
итогов работы.
8. Формирование оценки:
Лабораторные
занятия оцениваются по пятибальной
системе: тестовый контроль - 3 балла;
сдача лабораторной работы,
включая знание текущего лекционного материала - 2 балла.
Итоговый
рейтинг за каждый вид работы проставляется с учетом качества выполнения,
своевременности выполнения и защиты, качества домашней подготовки к занятию.
Штрафные
баллы начисляются за:
- неподготовленную к занятию лабораторную работу,
- некачественно выполненное задание, лабораторную
работу,
- пропуск занятия по неуважительной причине,
- несвоевременную защиту задания и лабораторной
работы.
9. Итоговая оценка по дисциплине
"удовлетворительно" или "хорошо" может быть проставлена без
экзамена при суммарном рейтинге 75-94
или 95-119 баллов. Если студент претендует на
оценку "отлично", то
он должен сдавать экзамен. Исключение - студенты, выполнившие индивидуальное задание в рамках СХИБ-19 и набравшие
рейтинг, отвечающий отличной оценке.
|