Кафедра 53, “Социологии и гуманитарной культуры”
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
(для всех групп А8, Т8, Ф8, К8, Б8) - Лекции (32 часа)
I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ (16 часов)
1) Предмет культурологии.
Многообразие подходов
к исследованию культуры. Мыслители Древней Греции, Рима и христианства о
культуре. Понятие культуры в трудах просветителей. Культурологические концепции Н. Данилевского, Ф. Ницше, М.
Вебера, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина, К. Юнга и К. Леви-Стросса.
Западноевропейские концепции игровой культуры (Й. Хейзинга, Г. Гессе, Х.
Ортега-и-Гассет).
2) Сущность и функции культуры.
Сущность культуры. Культура как система ценностных ориентаций, образцов деятельности, общения, поведения. Этническое, национальное, классовое, общечеловеческое в культуре. Культура как традиция, социальная память, способ трансляции социального опыта. Культура и цивилизация. Взаимодействие региональных культур. Культура и гуманизация среды обитания. Культура и реализация творческих возможностей человека.
3) Формы культуры.
Материальная
и духовная культура, примат духовно-личностного начала. Религия, искусство,
наука, философия в системе культуры, их смысл и предназначение. Экономическая культура и культура хозяйствования.
Правовая и политическая культура. Культура общения. Профессиональная и
обыденная культура Научно-технический прогресс, образование и культура. Ч.
Сноу о двух культурах. Экология и экологическая культура.
4) Историческая типология культуры.
Становление
культуры, её архаические (“первобытные”) особенности и характерные черты
(вербализация и символизация реальности, синкретизм, мифотворчество, магия,
анимизм, идолопоклонничество, ритуализм). Многообразие постархаических региональных
культур, их самобытный характер и взаимовлияние. Конфуцианско-даосийский,
индо-буддийский и арабо-исламский типы культуры. Античная культура. Христианство
и культура. Культура европейского Возрождения и Реформации. Европейская
культура Нового времени. Российская культура, её истоки, особенности,
современное состояние. Актуальные проблемы современной культуры. Диалектика
традиций и инноваций. Культурный прогресс и его критерии.
Литература
1.* Введение в культурологию.
М., “Владос”, 1995.
2.* Культурология.
Ростов-на-Дону. 1995.
3.** Гуревич П.С.
Культурология. М., “Знание”, 1996.
II. АВТОРСКИЕ КУРСЫ (16 часов)
(читаются каждым лектором после прочтения
курса по общим проблемам культуры; предполагают возможность свободного выбора)
1. Авдюшева Е.А. Через “Золотой век” русской культуры к эпохе
Возрождения.
Цель спецкурса –
ознакомить студентов с основными этапами эволюции русской культуры.
Раскрывается преемственность и закономерность перехода от одного периода к
другому в условиях образования единого централизованного Российского
государства.
2. Алексанова
В.И. Культура Руси раннего
средневековья.
Рассматриваются
истоки и особенности русской культуры, основные направления её развития в
период раннего средневековья.
3. Ашмарин И.И. Наука, искусство, этика (взгляд физика на гуманитарные
проблемы).
Взаимодействие
человека и культуры описано с позиций естествознания. В качестве примеров взяты
теория музыки и природа человеческой музыкальности. Феномен культуры рассмотрен
как этап эволюции Вселенной (антропный космологический принцип).
4. Белов В.И. Межличностные конфликты и культура их разрешения.
Истоки человеческой
конфликтности. Психологические и коммуникативные типы. Супружеские конфликты.
Деловые конфликты. Способы выхода из конфликтов.
5. Васнева Н.Н. Этикет и культура.
Этикет как феномен культуры. Многофункциональность этикета. Виды
этикета: этикет знакомства и приветствия; семейно-брачный этикет; деловой
этикет; международный этикет.
6. Горохов В.Ф. Античная культура.
Истоки и основные этапы развития греко-римской культуры. Мифология, религия, литература, театр, скульптура, живопись, музыка. Право, философия, наука. Семья, быт, нравы, образование и воспитание.
7. Гусев Ю.В. Культура общения.
Проявление индивидуально-психических черт личности в общении. Этикет повседневности. Типология межличностных отношений. Общение в условиях конфликта. Этика делового общения. Основы межкультурной коммуникации.
8. Дубинина С.А. Общество, политика, наука. История и современность.
Цель курса – ознакомить студентов с основными этапами развития науки и техники. Показать влияние общественного строя на научную и техническую мысль. Взаимосвязь передовой общественной мысли с научно-техническим прогрессом.
9. Евланов В.В. Экологическая культура и цивилизация.
В спецкурсе рассматривается взаимосвязь судеб природы и цивилизации, анализируется роль культуры и формирования экологического менталитета личности, экологизации экономики, политики, науки и техники, а также в утверждении гуманистических взаимоотношений общества и биосферы.
10. Жданова Г.В. Культура древнего Востока.
Цель спецкурса – представить целостную картину культурных традиций цивилизаций Древнего Востока (Египта, Месопотамии, Индии, Китая и Японии) через историю религии и культа, архитектуры и искусства, литературы и письменности, философии и права, науки и техники, быта и нравов. Предполагаются экскурсии в Государственный музей искусств народов Востока и посещение Японского сада с участием в чайной церемонии.
11. Иванова Р.М. Русская культура второй пол. XIX – нач. XX вв.
Спецкурс состоит из двух разделов. Первый показывает расцвет художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства в России во второй половине XIX в. Второй охватывает время конца XIX – начала XX вв., т.е. “серебряный век”. В наследство нам оставлено колоссальное богатство, заслуживающее изучения, распространения и популяризации сегодня.
12.
Клементьев Е.Д. Философия и психология личности (личность и культура).
Феномен человека. Природное и сверхприродное в человеке. Тело и дух.
Знание и вера. Миф и мифотворчество. Сознание и самосознание. Свобода и
ответственность. Ценности и смысл жизни. Психологические теории личности.
Глубинная и вершинная психология. Норма и патология психической жизни.
Типология личностей. Диалоговая природа личности. Человек в сетях социума.
Ценность межличностного общения.
13. Македонская В.В. Русская культура XIII – XVIII веков.
Цель спецкурса – ознакомить студентов с особенностями историко-культурного процесса средневековой Руси в XIII – XVII веках. Рассматривается проблема взаимоотношения церкви и государства.
14. Мякинина Н.П. Театральная жизнь старинной Москвы.
Спецкурс посвящён проблеме возникновения театра в Москве. Студенты получат представление о старорусских обрядах, формировании кукольного театра, домашнего театра, о первых актёрах в Москве, о публичных забавах.
15. Никитенко С.М. Либеральная интеллигенция как носитель культуры (XIX – начало XX вв.).
В спецкурсе основное внимание уделяется жизненным судьбам и культуре русских интеллигентов в условиях буржуазных реформ. Либеральное дворянство. Славянофилы и западники. Земская интеллигенция. Нелегалы. Радикальные и умеренные либералы.
16. Новохатько И.М. Человеческая индивидуальность как явление культуры (социально-психологический аспект).
Что есть индивидуальное в человеке? Как формируется, из чего “складывается” человеческая индивидуальность? Развиваются ли способности? Можно ли “вырастить” талантливого человека?
17. Поскряков А.А. Инновативная культура общества и личности.
Спецкурс посвящен рассмотрению социологических, культурологических и психологических проблем инновационной деятельности и инновативного сознания. Каков характер инновативных отношений между различными поколениями и социокультурными группами? Инновационные технологии: типология и культурные регулятивы. Социодинамика культургештальта «классика-модерн-футурум». Психопортрет инноватора.
18. Сергиевский В.В. Культура и творчество.
В курсе рассматриваются основные факты и концепции психологии и философии познания. Основное внимание уделяется психологии творчества в различных областях деятельности человека.
19. Швец Т.Д. Развитие культурно-исторического процесса в России в X – XVIII веках.
Центральной проблемой спецкурса является исследование сложного процесса складывания национальной культуры как результата длительного развития средневековой, традиционной культуры и её кризиса на рубеже XVII – XVIII веков.
20. Юраскина Т.И. Религия в истории мировой культуры.
Спецкурс предназначен для студентов, интересующихся проблемами истории крупнейших мировых религий (христианства, ислама, индуизма, буддизма), их вероучениями и культом, а также отношениями религии с другими формами духовной культуры.
* Книга находится в читальном зале.
** Книги в библиотеке МИФИ нет.
|